Задания для Олимпиады по Латинскому языку

Задания для Олимпиады по Латинскому языку

АНКЕТА

УЧАСТНИКА ВНУТРИВУЗОВСКОГО ЭТАПА ОТКРЫТОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

ОЛИМПИАДЫ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ – 2019

 

ФИО участника олимпиады

Наименование вуза

Факультет

Направление (специальность), курс, группа

Контактный телефон участника

Контактный е-mail участника

 

Региональная открытая олимпиада по латинскому языку – 2019

I этап

 

  1. Фонетика. Выпишите из текста формы слов, в которых ударение ставится на 3 от конца слог.

De Spartaco

 

In Italiā novum bellum subito commōtum est. Septuaginta enim quattuor gladiatōres, ducibus Spartaco, Crixo et Oenomāo, effracto Capuae ludo, effugērunt et per Italiam vagantes paene non levius bellum in eā, quam Hannibal moverat, paravērunt. Nam multis ducibus et duōbus simul Romanōrum consulibus victis, sexaginta fere milium armatōrum exercitum congregavērunt, victi sunt in Apuliā a M. Licinio Crasso proconsule et post multas calamitātes Italiae tertio anno finis huic bello impositus est.

(0,5 балла за каждую форму)

  1. Найдите формы местоимений (по горизонтали или вертикали), выделите их в таблице жирным шрифтом, выпишите, охарактеризуйте разряд, форму и переведите.

 

h

a

e

c

n

e

g

o

q

r

u

o

ā

u

i

i

i

x

u

h

i

p

r

m

l

u

n

e

i

y

u

i

u

i

p

s

a

m

s

t

s

u

m

n

e

m

i

n

e

m

(1 балл за каждую правильную форму и комментарий)

  1. В некоей латинской фразе от всех слов сохранились только окончания. Дополните фразу любым способом и переведите (число точек произвольно).

А. s  …us   …t.

Б. …s  …um  …t.

В. …a  …a  …nt.

Г. …us  a …o  …o  …tur

Д. …a  …um  …um  …t

(10 баллов: по 2 балла за предложение)

  1. Переведите, используя необходимый синтаксический оборот. Укажите название оборотов.

А) с русского на латинский:

Говорят, что Галлия была разделена на три части.

       Б) с латинского на русский:

Romāni, Hannibale vivo, nunquam se sine insidiis futūros esse existimābant.

(20 баллов: по 10 баллов за каждое предложение)

  1. Укажите слова-латинизмы, образованные префиксальным способом от sedeo, sedi, sessum, ēre ‘сидеть’

Коллоквиум, конфиденциальный, президент, резекция, инфекция, диссидент, фактор, эффект, конференция, референдум, дефицит, преферанс, реферат, резиденция, сегмент, дислокация, факультет, конферансье, конфета, коллекция, компонент, компресс, проекция, когнитивный, иллюстрация, локализация, фактура, дефект, факультатив, элоквенция.

(1 балл за каждый правильный ответ).

  1. Прочитайте басню.

Lupus et agnus

 

  1. Lupus ad rivulum venit. Subito agnum videt, qui aquam bibit. 3. Lupus vult agnum devorāre. 4. Praetexit causam et clamat: «Cur turbas aquam mihi?» 5. Agnus autem respondet: «Non possum tibi aquam turbāre. 6. Nam a loco, ubi es, aqua currit ad me». 7. «Nequissime! clamat lupus. 8. Etiam os aperīre audes, sicuti pater tuus et mater tua, qui semper maledīcunt mihi. 9. Tu autem nunc poenas dabis pro vestrā tantā audaciā». 10. Lupus haec verba dicit, saltat ad agnum, lacerat eum et devorat miserum.

 

Найдите в тексте словосочетания / предложения, соответствующие русским

А) «Вдруг он видит ягненка, который пьет воду».

Б) «прыгает к ягненку».

В) «Почему ты мутишь мне воду?»

Г) «Ягненок же отвечает».

Д) «Ты же теперь понесешь наказание».

Е) «Волк говорит эти слова».

Ж) «Вода бежит ко мне».

 

Результаты занесите в таблицу:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

Напишите ответы на вопросы, используя полное предложение.

Quaestiōnes.

  1. Quo venit lupus?
  2. Quem conspicit lupus?
  3. Quid agit agnus?
  4. Quid cupit lupus?
  5. Quid exclāmat lupus?

(13 баллов)

  1. Выделите морфемы, определите и переведите приведенные формы. Укажите, чем (какой грамматической характеристикой) различаются эти пары.

А) venit – vēnit

Б) solveris – solvēris

Г) reverti – reverti

Д) arās – aras

Е) vivam – vivam

Ж) amāre – amōre

З) nunc – hunc

(7 баллов)

  1. Задание по античной культуре.

Прочитайте стихотворения А. Кушнера. Объясните все аллюзии, связанные с римской культурой.

А) ***

Какой, Октавия, сегодня ветер сильный!

Судьбу несчастную и злую смерть твою

Мне куст истерзанный напоминает пыльный,

Хоть я и делаю вид, что не узнаю.

Как будто Тацита читала эта крона

И вот заламывает ветви в вышине

Так, словно статую живой жены Нерона

Свалить приказано и утопить в волне.

Как тучи грузные лежат на косогоре

Ничком, какой у них сиреневый испод!

Уж не Тирренское ли им приснилось море

И остров, стынущий среди пустынных вод?

Какой, Октавия, сегодня блеск несносный,

Стальной, пронзительный – и взгляд не отвести.

Мне есть, Октавия, о ком жалеть (и поздно,

И дело давнее), кроме тебя, прости.

 

1978

 

(5 баллов)

 

Elena Nekrasova

Добавить комментарий